Родителям первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходит в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
В это время на первоклассника обрушиваются многочисленные правила. Они связаны с организацией самой школьной жизни, так и включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы  и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.    Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом. Поведение также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появление этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

Адаптация первоклассника к школе

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям,который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником.  Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические, неврологические проблемы, обратитесь к специалисту, постарайтесь справиться с проблемами на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий труд и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10 заповедей для родителей

1 . Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — треть­ему. И это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

 4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай ребенка!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Хуже, если можешь — но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недо­статочно, если не сделано всего.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ребенке творческого огня. Это раскрепо­щенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хо­тел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.       

 

Способы преодоления тревожности

1.      Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.      Не сравнивайте ребенка с окружающими.                

3.      Доверяйте ребенку.

4.      Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.      Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

6.      Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

7.      Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

8.      Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

9.      Используйте наказание лишь в крайних случаях.

10.  Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.  Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

12.  Помогите ему найти дело по душе.

 

  Золотые правила воспитания для родителей

·        Любите своего ребенка, и пусть  он никогда не усомниться в этом.

·        Принимайте ребенка таким, какой он есть,  со всеми достоинствами и недостатками.

·        Опирайтесь на лучшее в ребенка,   верьте в его возможности.

·        Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; чаще ставьте себя на его место.

·        Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

·        Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

·        Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

·        Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

·        Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

 

«Ваш ребенок – первоклассник»

Признаки возникшей дезадаптации школьника

1.      Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2.      Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3.      Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4.      Нежелание выполнять домашние задания.

5.      Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6.      Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7.      Беспокойный сон.

8.      Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9.      Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Способы преодоления  тревожности

1.      Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.      Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.      Доверяйте ребенку.

4.      Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.      Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

6.      Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

7.      Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

8.      Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

9.      Используйте наказание лишь в крайних случаях.

10.  Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.  Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

12.  Помогите ему найти дело по душе.