Региональная инновационная площадка

Апробация межпредметных интегративных погружений в школе

Коротаева Наталья Вячеславовна, заместитель директора по УВР

Погружениеэто образовательное событие, в период которого участники посещают занятия в нетрадиционной форме: творческие мастерские, лаборатории, интеллектуальные игры, мастер-классы и др.. Межпредметные интегративные погружения дают ребятам шанс увидеть, почувствовать настоящее чудо науки, скрытое от них в повседневной школьной жизни.

Основная идея Погружения: создать интерактивную образовательную среду, способствующую формированию метапредметных умений учащихся при выполнении межпредметных проектных заданий разного уровня сложности и самостоятельности.

МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» с 2015 года школа-участник Федеральной инновационной площадки «Школьная Лига РОСНАНО», с 2017 года школа – региональная инновационная площадка по теме: «Межпредметная интеграция как средство формирования метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС». Каждый год в школе проходит межпредметное интегративное погружение в рамках внеурочной деятельности. Неделя погружения является составной частью учебно-воспитательного процесса, который позволяет учащимся научиться делать самостоятельный выбор и нести ответственность за него, развивает коммуникабельность между детьми и взаимодействие. Дети раскрываются со всех сторон, учатся дружить. В процессе работы развиваются творческие способности и логическое мышление. Эффективное сотрудничество в группах и развитие коммуникабельности, создаёт широкий круг толерантного неформального общения между детьми, воспитывает у обучающихся интерес к познанию мира.

В 2017-2018 учебном году было организовано межпредметное интегративное Погружение по теме «Преобразование» для учащихся 1- 11 классов. Данное Погружение учителя разрабатывали под руководством Валерия Юрьевича Пузыревского, кандидата философских наук, доцента СПбАППО, эксперта Школьной лиги Роснано. Неделя погружения была спланирована таким образом, что погружение в тему проходило не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях. Помимо необычных уроков неделя погружения состояла из различных внеклассных мероприятий: зажигательный флеш – моб, участие в интерактивных играх, квестах. Были разработаны и реализованы четыре игровых сюжета.

Ребятам начальной школы было дано задание: придумать имя, дать характеристику и создать из подручных материалов совершенно нового, своего фиксика, который отличался бы от своих мультипликационных «собратьев» внешним видом и родом деятельности, но также самоотверженно и неустанно заботился обо всём вокруг, был добрым, активным и сообразительным, готовым помочь в любой момент.

Совместно и дружно дети решили, что их фиксик будет создан из мусора и тех материалов, которые засоряют окружающую среду. «Спасём Мир От Грязи!» - таков был девиз. Из аббревиатуры и сложилось основное название фиксика - СМОГ. Дети настолько были воодушевлены и решительно настроены, что их семьи не смогли остаться равнодушными. Каждая семья объединилась в команды и дружно приступила к созданию фиксика. Один член семьи подбирал материалы, другой рисовал эскиз, а кто-то придумывал имя и характер своему новому герою. Во многих семьях есть малыши, которые наверняка бегали вокруг, забирали самые нужные в данный момент детали, кричали: «Моё!» и убегали. Было всем весело, смешно и забавно.

Выполнив основную и главную подготовку дома, дети принесли свои заготовки фиксиков в школу и уже в классе под руководством своих учителей, собирали в группах своего, особенного фиксика. Получились фиксики-мальчики и фиксики-девочки, большие и маленькие, цветные и просто белые, символизирующие чистоту…

                                        

Дети очень старались, переживали, чей же фиксик будет лучшим и какую из поделок выберут для демонстрации на общешкольной выставке. Радости ребятишек не было предела, когда они узнали, что всех их фиксиков покажут на выставке!

В общем и целом мероприятие с «сухим» названием «Межпредметное интегративное погружение» оказалось весёлым и интересным. Учащимся понравилось играть и учиться в необычной форме. Родители остались довольны тем, что цели школы и педагогов направлены на снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации к обучению.

Недели погружений – это уникальная возможность создать условия для того, чтобы взглянуть на изучаемый предмет с разных, иногда неожиданных сторон, сломать стереотипы его изучения, увидеть, насколько разнообразны способы познания действительности.

На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни. В связи с этим школа не стоит на месте, развивает новые способы обучения детей; подача информации проводится в более удобной форме и становится интересной для детей всех возрастных групп.

Коленкова О.В.

Для учащихся 5-6 классов школа преобразовалась в «Наноакадемию», где каждый из учащихся стал изобретателем, а учителя - профессорами наук.

За время обучения в «Наноакадемии» школьники вели зачетные книжки, в которых профессора отмечали качество обучения по наукам: лингвистика, математика, астрология, археология, картография, цистология, рoemystic, подвижное оригами и живопись.

Для поступления в «Наноакадемию» будущим студентом необходимо было пройти вступительные испытания. Учащимся 5а (6а) класса предложили преобразоваться в квадрат, 5б (6б) в треугольник. 5в (6в) в круг, 6г в многоугольник. После чего всей параллели было предложено преобразоваться в символ бесконечности-символ безграничных, неисчерпаемых преобразований предметов и явлений в жизни.

Самые креативные изобретения были представлены на следующий день на параллели. Во время рефлексии школьники поведали, что с нетерпением ждут следующего Погружения и работы в «Наноакадемии», ведь для них это погружение в мир новых открытий и ярких событий в течение всех дней обучения! 

Коротаева Н.В.

В параллелях 7-8 классах погружение основывалось на игровом сюжете «Мы дети галактики!». Подбор информации на предметах осуществлялся по заданному игровому сюжету. Цель: ознакомить учащихся с понятием преобразование через освоение космоса на различных предметах. Учащимся в теории и на практике (эксперименты) предлагалось узнать о функциях и принципах действия преобразования на различных дисциплинах (возникновение, существование, исчезновение) по теме Вселенная. Затем попытаться сконструировать миры галактик, смоделировать правила жизни и в игровом моделировании прожить по этим правилам в них какое-то время.

Основные события: на открытии погружения, учащиеся получили задания в виде зашифрованного письма из космоса с просьбой о помощи. После расшифровки письма учащиеся приступили к работе в лабораториях: «Траектория планет» (физика), «Межгалактические игры» (физическая культура), «Хаус во вселенной» (история), «Космография» (география), «Органика в космосе» (биология), «Язык других миров» (английский язык), «Преобразование» (математика).

Свои знания школьники продемонстрировали в ходе викторины «Мы дети галактики!». Затем в своих классных лабораториях по группам создали проект моделей 4 галактик и представили своим одноклассникам. Лучшую модель галактики представили на защите перед учащимися всей параллели. 

Кеня Н.А., Самарская С.В.

                                                                   


Впервые в нашей школе было организовано межпредметное интегративное погружение для учащихся старших классов (9-11 классы). Тема данного погружения «Преобразование» была определена, исходя из основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при сдаче ЕГЭ по математике. Было принято решение провести данное погружение в рамках подготовки к ГИА по обязательным предметам и по предметам по выбору. Для этого был проведен анализ выбранных предметов и, на основе полученных данных, в реализации межпредметного погружения были задействованы те учителя, которые обеспечивают подготовку к ГИА по выбранным предметам.

Целью межпредметного погружения является не только освоение предметного содержания, но и практическая реализация полученных данных учащимися. Поэтому в межпредметном погружении «Преобразование» учащимся старших классов, объединившимся в фирмы, предлагалось создать экспонаты для STA-студии, которая открывается в нашей школе. В своем видеообращении директор школы Линник Инна Алексеевна определила «требования» к создаваемым экспонатам: отражение преобразованных знаний и умений, приобретенных в ходе погружения, в одном экспонате; создание такого «средства», которое поможет и другим учащимся в подготовке к ГИА. Также ребятам были предложены: идея по определению темы погружения (видеоролик, созданный ученицей 10а класса Анной Ипатовой); маршрутные листы и дорожная карта погружения для более эффективной работы по созданию экспоната. Далее «фирмы» посещали занятия по предметам. Каждый учитель на своих занятиях рассматривал с учащимися ту тему кодификатора, которая наиболее точно и ярко представляла «преобразование» и позволяла разработать некий алгоритм по эффективной подготовке к ГИА. На мастерских каждый отдел фирмы (отдел проектирования, отдел рекламы, отдел дизайна, научный отдел, экономический отдел) решал свою задачу по созданию экспоната.

В последний день погружения фирма, объединив усилия всех отделов, подготовила защиту своего экспоната и представила его на закрытии погружения. Во время закрытия погружения работал «открытый микрофон». Ребятам была предоставлена возможность выразить свой взгляд на проведение погружения «Преобразование» и на необходимость реализации такого вида образовательного события в старших классах.

Демержи Е.Е.

                        


В 2015-2016, 2016-2017 учебных годах в МБОУ «СОШ № 2 им.А.И.Исаевой» были организованы межпредметные интегрированные Погружения.

В период 1 погружения  участники посетили занятия в нетрадиционной форме, на которых раскрыли понятие «Время» с точки зрения разных предметов.

Учащиеся начальных классов разработали проект по теме: «Календарь», изучив календарь с точки зрения математики, русского языка, окружающего мира, английского языка, физкультуры и музыки; посетили музей календарей, познакомились с разными видами календарей (настенный, настольный, карманный и другие).

Учащиеся 5 классов разработали проект по теме: «Лента времени», изучив с точки зрения истории «Ленту времени разных религий», с точки зрения литературы «Образ героини в произведениях искусства», с точки зрения естествознания исследовали 10 способов измерения времени, сезонные биоритмы проследили «Ленту времени» Олимпийских игр на занятиях физкультуры и многое другое.


Учащиеся 6 классов разработали проект по теме «Времена года», изучив с точки зрения истории «Занятия русичей в разные времена года»; исследовали условия растворения веществ во времени и сезонные биоритмы; на занятиях литературы нашли ответ на вопрос «Какое время года прекраснее?», на занятиях физической культуры проследили «Ленту времени» летних и зимних Олимпийских игр и т.д.

Учащиеся 7 классов разработали проект по теме «Один час в жизни человека», изучив с точки зрения обществознания «Деятельность подростка», в кабинете химии провели исследования по теме: «Кольца Лизеганга»; на занятиях литературы организовали мастерскую «Минуты высшего, глубокого значения…». Учащиеся 7б были активными участниками игры «Охота на лис».

Второе погружение по теме «Югра»

Учащиеся начальных классов разработали проект по теме: «Традиции, обычаи и праздники Югры», изучив на занятиях традиции, обычаи и праздники населения Ханты – Мансийского автономного округа, а так же познакомились геральдикой, с полезными ископаемыми, редкими и исчезающими животными и растениями Югры.

Учащиеся 5 классов разработали проект по теме: «История Югры», изучив на занятиях истории «Быт и обычаи Югры», на занятиях литературы создали мини-книжки «Язык есть история народа», создали карту открытия нефтегазовых месторождений и узнали имена первооткрывателей нефтяных скважин. На английском языке написали мини-проект по теме: «Нistory of Ugra», на технологии узнали об оберегах ханты и манси и изготовили один из оберегов, на занятиях изобразительного искусства изучили и создали национальные изделия ханты и манси. На занятиях физической культуры узнали о развитии спорта в Югре и поиграли в игры народов Севера.

Учащиеся 6 классов разработали проект по теме: «Культура Югры», изучив на занятиях истории «Памятники Югры», на занятиях литературы совершили путешествие в художественный мир ханты и манси.


На третьем погружении «Великая отечественная война» учащиеся 1-4 классов защитили проект по теме «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны»; учащиеся 5 классов – по теме «История округа в истории Великой Отечественной войны»; учащиеся 6 классов – по теме «Стена Памяти»; учащиеся 7 классов – по теме «История города в истории Великой Отечественной войны».

                                    

Во время погружения по теме «Кино» учащиеся познакомились с таким искусством, каккино, разработали проекты по созданию мультфильмов, научно-популярных фильмов и рекламу. Учащиеся начальной школы в качестве продукта Погружения представили «Ералаш», 5 классы - немое кино, 6 классы – рекламу школьной столовой, здорового образа жизни, 7 классы – социальные ролики, учащиеся 8 классов – видеоролик по профориентации.

В марте 2017 года было организовано межпредметное интегративное погружение по теме «ЭкоБум».

Учащиеся отправились в виртуальную экологическую экспедицию, во время которой раскрыли понятие «Экология» с точки зрения разных предметов, ознакомились с профессиями: эколог, гидролог, геолог, метеоролог и многими другими. Темы занятий: «Лидер и его качества», «Экологическое право», «Экологические проблемы на уроках математики», «Есть ли экологические проблемы в других странах?», «Почему Красная книга именно красного цвета?» и многие другие.

Отдельно в экспедицию отправилась исследовательская группа (по 2 человека от 5-7 классов), которая провела экологический мониторинг территорий и здания школы и представила свои результаты перед учащимися 7 классов.

Проектно – конструкторское бюро (учащиеся 6, 7 классов) во время Погружения изучили тему «Космос», создали ракету, запуск которой осуществили в День космонавтики.

Во время Погружения педагоги формировали Метапредметные умения:

1) умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи;                                                        

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

3) умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;

4) умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения  и выводы

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать         общие          способы     работы;

6) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение слушать одноклассников, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию, в том числе в ситуации столкновения интересов.


ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ:

​Школа – РИП по теме: «Межпредметная интеграция как средство формирования метапредметных результатов учащихся»

​Методические рекомендации по реализации образовательного события «Метапредметное погружение»

​Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Межпредметная интеграция как средство формирования метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС» за 2016 – 2017 учебный год

​​Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Межпредметная интеграция как средство формирования метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС» за 2017 – 2018 учебный год​